Интеграция двигательной и речевой деятельности в физическом воспитании дошкольников

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Ю.Ф. Николенко1
Кандидат педагогических наук А.А. Шибаева1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Овчинникова1
Е.Ф. Иванова1
1Забайкальский государственный университет, Чита
2Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского, Чита

Дошкольный возраст представляет собой период особой «чувствительности» к педагогическим воздействиям, направленным на формирование двигательной и речевой сфер ребенка. При этом вопрос методического сопровождения этого процесса в практике работы дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученным.
Целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование методики проведения физкультурных занятий у старших дошкольников, основанной на интеграции двигательной и речевой деятельности. Педагогический эксперимент проводился в период с сентября 2017 г. по май 2018 г. на базе МБОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 86» г. Читы. В эксперименте приняли участие дети 6-7 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы.
Авторами представлено содержание физкультурных занятий, сопряженных с лексической тематикой, в процессе которых обучение основным видам движений осуществлялось на основе выполнения и проговаривания детьми основных опорных точек. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствовали о благоприятном влиянии предлагаемой методики на показатели технической и физической подготовленности детей, а также на их речевое развитие.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, интеграция, основные опорные точки, показатели развития двигательной и речевой сферы.

Литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 112 с.
  2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  3. Козлова М.А. Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников: материалы VII  Междунар. науч.–практ. конф. / М.А. Козлова, Т.А. Крутякова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – Вып. 4. – 392 с.
  4. Марков К.К. Методика обучения рукопашному бою с использованием опорных точек и фраз-ключей в технической подготовке юношей 10–11 лет / К.К. Марков, Р.Г. Лукьянов, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-20. – С. 4504-4508. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38102 (дата обращения: 23.11.2018).
  5. Митенкова Т.В. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольникам / Т.В. Митенкова, Л.К. Анищенко, С.А. Шевелёва // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – С. 235-238.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
  7. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
  8. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
  9. ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата обращения 22.01.2018 г).
  10. Федорова М.Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Ю. Федоров. – Улан-Удэ, 2011. – 20 с. URL: http://nauka-edagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-razvivayusch... (дата обращения: 23.10.2018).
  11. Чернякова Ю.С. Индивидуализация начального обучения баскетболу в общеобразовательной школе на основе модульной технологии: автореф. дис. … канд. пед наук / Ю.С. Чернякова. – Екатеринбург, 2003. – 23 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002613330.pdf (дата обращения: 23.10.2018).
  12. Чудиновских А.В. Новые подходы к планированию учебной работы по физической культуре в школе / А.А. Чудиновских, А.Т. Воробьев //Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников: Сб. науч. трудов – Свердловск, 1990. – С. 98-104.
  13. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М.А. Якубович. – М.: Владос, 2006. – 287 с.