К проблеме целевых ориентиров для оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семенов1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева2
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Дается обоснование необходимости разработки единых для дошкольных образовательных организаций (ДОО) целевых ориентиров для оценки кондиционной физической подготовленности детей. Предлагаются промежуточные целевые ориентиры (для детей 4-6 лет), в основе которых лежат тестовые методики и нормативы, разработанные ранее в контексте проведения всероссийского мониторинга физического развития детей и подростков. В качестве итоговых целевых ориентиров (для детей, выпускающихся из ДОО) предлагается два варианта: основу первого составляют нормативные требования школьной программы, второго – нормативные требования I ступени комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Приведенные автором целевые ориентиры для промежуточной оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста (с 4 до 6 лет) весьма непротиворечивы и могут безоговорочно использоваться во всех ДОО. Что касается итоговых целевых ориентиров, то здесь имеют место некоторые устранимые противоречия, вызванные в ряде случаев несостыковками в основных нормативных документах физического воспитания детей: школьной программе физического воспитания и требованиях комплекса ГТО.

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, физическая подготовленность, целевые ориентиры.

Литература

  1. Гризик Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н.  Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, науч. рук. Е.В.  Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с.
  2. Завьялова Т.П. Проблемы и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени / Т.П. Завьялова, И.В.  Стародубцева, А.С. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 17-21.
  3. Изаак С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М.: Госкомспорт РФ, Всерос. НИИ физической культуры, 2002. – С. 10-37.
  4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений [текст] /В.И. Лях, А.А.  Зданевич. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
  5. О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 23.06.2015 г. – № 1089 [электронный ресурс]
  6. Семенов Л.А. Анализ состояния кондиционной физической подготовленности детей, поступающих в первый класс в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов / Л.А. Семенов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 208-213.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки России № 1155 от 17.10. 2013 г.) [электронный ресурс]: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/