Формирование способов умственных действий в системе дополнительного образования
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тихонов1
Магистрант А.П. Морданёв1
Кандидат педагогических наук Д.Д. Кечкин1
Кандидат педагогических наук Т.А. Полякова1
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
Философскими основами предложенной авторами педагогической технологии развития способов умственных действий субъекта физкультурно-спортивной деятельности являются теории и концепции русского космизма, диалектико-материалистической философии и диалектической логики, теория энергоэволюционизма, концепция поисковой активности. На психологическом уровне технология разрабатывалась на основе общей теории деятельности, на дидактическом – принципах развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. На предметном уровне в основу была положена концепция интеграции телесного и социокультурного в процессе занятий физическими упражнениями, предлагающая в роли интегратора рассматривать способы физкультурной деятельности. На физиологическом уровне технология опирается на теорию физиологии активности Н.А. Бернштейна.
Целью исследования стало научно обосновать технологию развития способов умственных действий субъекта физкультурно-спортивной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность. В эксперименте приняли участие спортсмены 12-13 лет, занимающиеся в ДЮЦ «Антей». Результаты исследования показали, что тренировочный процесс в системе дополнительного образования, построенный по предложенной технологии, является эффективным в физической и технической подготовке футболистов, а также успешно развивает способы их умственных действий.
Ключевые слова: педагогическая система, методика, технология, развитие, способы умственных действий.
Литература
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1991. – № 7. – С. 37-41.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.