Алгоритм использования физических упражнений комплексной направленности студентов вуза в контексте повышения их интеллектуальной работоспособности

Фотографии: 

ˑ: 

О.А. Сафонова1
Доктор педагогических наук, профессор Р.М. Кадыров1
Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Целью исследования стала разработка алгоритма использования физических упражнений комплексной направленности, повышающего резервы физической и интеллектуальной работоспособности студентов. Разработанный алгоритм включал 4 блока: 1-й блок – развитие общей выносливости, 2-й блок – развитие быстроты, 3-й блок – развитие силы, 4-й блок – развитие координации. Для апробации разработанного алгоритма был проведен педагогический эксперимент в течение 2018/2019 учебного года со студентами 1-го курса. Студенты были распределены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы наполняемостью по 32 человека.
Интеллектуальная работоспособность занимающихся оценивалась корректурной пробой «Кольца Ландольта», а также уровнем успеваемости студентов (средний балл) за экзаменационную сессию. Физическая работоспособность оценивалась функциональной пробой «Индекс Гарвардского степ-теста» (ИГСТ).
Разработанный алгоритм использования физических упражнений комплексной направленности обеспечивал при достижении достаточно высокого уровня физической работоспособности на занятиях физической культурой устойчиво высокий уровень интеллектуальной работоспособности у студентов и может использоваться на занятиях по физической культуре со студентами в вузе.

Ключевые слова: интеллектуальная работоспособность, физическая работоспособность, деятельность, тренирующий эффект.

Литература

  1. Бакаев В.В. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12 (106). – С. 36-39.
  2. Григорьев В.И. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / В.И. Григорьев, К.Н. Дементьев, О.В. Пристав, О.В. Миронова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 94-96.
  3. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 11-13.
  4. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 38-39.
  5. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 173-179.
  6. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании – важнейшая составляющая в подготовке будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.А. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 12-14.
  7. Сафонова О.А. Влияние физической культуры на умственную работоспособность студентов строительного профиля / О.А. Сафонова, А.А. Германова // Научно-теоретический журнал «Культура физическая и здоровье», Воронежский государственный педагогический университет. – 2017. – № 3(63). – С. 100-101.
  8. Савельев Д.С. Императивы стандартизации физической культуры студентов / Д.С. Савельев, В.И. Григорьев, М.М. Громов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 20-22.