Формирование осознанной индивидуальной саморегуляции двигательных действий в процессе физического воспитания школьников

Фотографии: 

ˑ: 

Соискатель О.В. Кудрявцева1
Кандидат педагогических наук, профессор Е.Е. Биндусов2
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Соловых3
1Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва
2Московская государственная академия физической культуры, Москва
3Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва

Цель исследования – повышение эффективности процесса обучения школьников двигательным действиям на уроках физической культуры. Исследование проведено на базе МОУ лицей г. Электрогорска МО в период с сентября 2016 г. по май 2017 г. Состав испытуемых: 49 пятиклассников – 27 человек экспериментальной группы (12 мал., 15 дев.), 22 – контрольной группы (13 мал., 9 дев.). Две группы, участвующие в эксперименте, имели 3-разовое количество учебных занятий в неделю. В исследовании использована методика определения показателей индивидуальной осознанной саморегуляции – анкета «Стиль саморегуляции поведения» и правила обработки результатов – автора В.И. Моросановой. В начале и по окончании педагогического эксперимента была проведена оценка уровня состояния показателей осознанной индивидуальной саморегуляции поведения обучающихся 5-х классов у мальчиков и девочек обеих групп.
На основании полученных результатов авторы делают вывод, что формирование у школьников осознанной индивидуальной саморегуляции двигательных действий является эффективным средством процесса их физического воспитания. В результате применения в процессе обучения школьников физическим упражнениям разработанных организационно-методические средств контроля, их осознанной индивидуальной саморегуляции двигательных действий произошли положительные изменения осознанной индивидуальной саморегуляции поведения учащихся.

Ключевые слова: школьники, осознанная индивидуальная саморегуляция двигательных действий, организационно-методические средства, урок физической культуры.

Литература

  1. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции / О.А. Конопкин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 1. – С. 27-42.
  2. Кудрявцева О.В. Психолого-педагогическая технология обучения двигательным действиям на занятиях физической культурой школьников 5-10-х классов / О.В. Кудрявцева, В.С. Беляев, М.В.  Соловых // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 5. – С. 18-23.
  3. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2011. – С. 132-144.