Анализ двигательных действий на основе экспертных оценок и использования ассоциативных правил

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 9 2019

Кандидат педагогических наук А.А. Померанцев1
Кандидат педагогических наук В.А. Кашкаров1
1Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Целью представленного исследования является поиск более совершенного способа познания двигательного действия, совмещающего в себе оперативность качественного визуального анализа и объективность математических методов. Исследование строится на анализе экспертных оценок техники спринтерского бега. 10 действующих тренеров по легкой атлетике оценивали технику спринтерского бега 10 действующих спортсменов. Тренеры фиксировали наличие или отсутствие типичных ошибок и выставляли интегральную оценку техничности. Используя математико-статистические методы, было показано, что мнения экспертов не являются согласованными. Учитывая что 10 экспертов оценивали техничность бега 10 спортсменов по 17 переменным, был получен массив из 1700 значений, пригодный для математико-статистической обработки. Предлагаемый подход позволил выявить 3508 ассоциативных правил техники спринтерского бега, из которых 252 – правила с максимальным уровнем поддержки и достоверности. Таким образом, основным результатом исследования является инновационная методика изучения двигательного действия, основанная на экспертных оценках и поиске ассоциативных правил взаимосвязи биомеханических параметров.

Ключевые слова: биомеханика, спортивная техника, двигательная ошибка, экспертная оценка, спринтерский бег, ассоциативные правила.

Литература

  1. Квашук П.В. Факторный анализ биомеханических показателей гребли мужчин-байдарочников / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева, И.Н.  Маслова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 9 – С. 114-116.
  2. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 208 с.
  3. Коршиков В.М. Биомеханика: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Коршиков, А.А. Померанцев. – Липецк: ФГБО УВПО «Липецкий гос. пед. ун-т», 2012. – 240 с.
  4. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности: методика обучения студентов / Ю. Д. Овчинников, В. Г. Минченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 47–51.
  5. Померанцев А.А. Исследования по спортивной биомеханике с применением оптико-электронных методов регистрации параметров движения: монография / А.А. Померанцев. – Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 233 с.
  6. Самсонова, А.В. Возможности применения факторного анализа для решения задач в области физической культуры и спорта / А.В. Самсонова // Матер. итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта за 2005 год. – СПб., 2006. – С. 21-22.
  7. Сучилин Н.Г. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса / Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, В.С. Савельев // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 4. – С. 12-20.
  8. Фураев А.Н. Обоснование значений биомеханических параметров рывка штанги с помощью ассоциативных правил / А.Н. Фураев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2015. – № 12 (130). – 277-281.