Особенности проявления психических свойств личности в условиях физкультурной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Дрогомерецкий1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1
Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Спирин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Воронин1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ), Белгород

Цель статьи – выявление сходства и различия психологических свойств личности юношей и девушек основной и специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). В исследовании приняло участие около 500 студентов 1-2-го курсов различных факультетов НИУ БелГУ, посещающих практические занятия по физической культуре. Для оценки функционального состояния ОДА применялись два опросника, широко используемых в клинической медицине: индекс Трофимова и индекс Ли. Методами психологического тестирования были представлены различные опросники. Расчеты проводились с помощью методов математической статистики. Различия в возможностях выполнения бытовых действий по самообслуживанию достоверно отличаются в худшую сторону у студентов с нарушениями ОДА. Ведущие жизненные потребности определены схожими во всех исследуемых группах. Уровень экстраверсии преобладает у студентов основного учебного отделения. Результаты корреляционного анализа показывают, что чем сильнее студенты расположены к общению, более открыты, заряжены оптимизмом, импульсивны в поступках, не вдаются в сильный контроль над эмоциональной сферой, тем меньше у них проблем с функциональным состоянием ОДА. На состояние ОДА оказывает также влияние уровень агрессивности личности, т.е. желание нанесения вреда чему или кому-либо. Также чем сильнее и чаще студенты СМГ обманываются в своих ожиданиях, испытывают обиду, гнев и разочарование от происходящей действительности, тем хуже это сказывается на самооценке ОДА. У студентов основного отделения (юношей и девушек) эмоциональные состояния всех групп схожи, кроме ригидности.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, психологические свойства личности, специальная медицинская группа, опорно-двигательный аппарат, оздоровительные технологии.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мотивации и эмоций / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704 с.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  3. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физ­ку­ль­тур­но-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография / В.Л. Кондаков. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
  4. Румба О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография / О.Г. Румба. – Белгород: ЛитКараВан, 2011. – 406 с.
  5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.