Мониторинг физической подготовленности школьников среднего возраста с учетом их самооценки

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Лутковский1
Кандидат педагогических наук С.М. Сухарева1
1Национальный государственный университет физкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Популяризация и интеграция физической культуры и спорта в жизнь современного школьника – одно из основных направлений государственной политики. Мониторинг как комплексная форма оценивания физической активности подростков 11-15 лет позволяет сделать выводы об эффективности функционирования физкультурно-оздоровительной системы. Однако зачастую мониторинг охватывает лишь одну сторону. Так, использование только педагогического тестирования позволяет оценить лишь фактический результат функционирования физкультурно-оздоровительной системы, не отражая пути его достижения. Опросные же методы позволяют создать лишь представление о совокупности действий и активности подростков, но не дают возможности оценить их комплексное воздействие на организм. В данной статье представлены комплексные сведения об уровне подготовленности современных школьников 11-15 лет и их отношение к различным формам физкультурно-спортивной деятельности. Для изучения значения занятий физической культурой и спортом в жизни современного подростка было применено анкетирование. Для определения эффективности физкультурно-спортивной деятельности подростков проводилось тестирование их физической подготовленности.Результаты проведенного исследования показали, что все испытуемые способны к самооценке физической активности и подготовленности, которая существенно отличается от объективной оценки. Девочки более склонны к рефлексии и критическому отношению к своим характеристикам. У мальчиков выявлена противоположная тенденция. Уровень физической подготовленности детей исследуемой популяции в целом соответствует нормативным требованиям.

Ключевые слова: средний школьный возраст, физическая подготовленность, самооценка, мониторинг.

Литература

  1. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс] / ВОЗ. – Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/ – (03.03.2019).
  2. Костюченко В.Ф. Особенности мотивационно-ценностной направленности женщин-учителей зрелого возраста к занятиям оздоровительными упражнениями / В.Ф. Костюченко, С.С.  Козлов, Е.П. Врублевский // Ученые записки университета им.  П.Ф.  Лесгафта. 2017. – № 5 (147). – С. 78-81.
  3. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А.Дубровская // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 38-40.
  4. Лубышева Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, И.М. Салахов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 71-73.
  5. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Мин-во образования и науки Российской Федерации. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 127 с.
  6. Сухарева С.М. Методика повышения физической активности детей среднего школьного возраста / С.М. Сухарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 9 (115). – С.  148-152.