Концептуальные основания учебного курса магистерской подготовки «Методология и методы научного исследования в физической культуре и спорте»

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Закирова
Тюменский государственный университет, Тюмень

Представлено концептуальное обоснование учебного курса «Методология и методы научного исследования в физической культуре и спорте». Вскрыты  проблемы, возникающие в процессе овладения методологией научного исследования в рамках магистерской подготовки. Описаны  парадигмальные рассогласования и несоответствия, связанные с интеграцией  в процессе научного исследования естественно-научного и гуманитарного подходов. Показаны ограничения интеграции научного знания, которая  преимущественно реализуется на общемировоззренческом уровне  – в процессе выдвижения педагогических целей и дидактических принципов  и  в меньшей степени – при отборе научного материала на основе межпредметных связей; отмечено, что исследовательские методы гуманитарных областей знания используются в практике крайне ограниченно. Описаны достоинства гуманитарной парадигмы научного исследования, которая основана на признании самоценности каждого конкретного человека и единичности любого события его жизни. Показаны направления качественного повышения уровня исследовательской подготовленности обучаемых за счёт научно обоснованного  и системного взаимодополнения в процессе научного поиска классических и неклассических  исследовательских подходов.  Раскрыты возможности применения герменевтических технологий в исследовании проблем физической культуры и спорта.

Ключевые слова: методология научного исследования, концептуальные основания, естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма, герменевтический подход.

Литература

  1. Гуревич П.С. Философское толкование человека / П.С. Гуревич. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 472 с.
  2. Закирова А.Ф. О гуманитарной специфике научно-педагогического исследования / А.Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2012. – № 9. – С. 12-19.
  3. Закирова А.Ф. Выдвижение гипотезы в научно-педагогическом исследовании по проблемам физической культуры и спорта / А.Ф. Закирова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. –  2016. – № 12. – С. 90-92.
  4. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: МГУ, 1991.  – 192 с.
  5. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 384 с.
  6. Степин В.С., Философия науки и техники / В.С. Степин, М.А. Розов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.