Концептуальные основания учебного курса магистерской подготовки «Методология и методы научного исследования в физической культуре и спорте»
Фотографии:
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Закирова
Тюменский государственный университет, Тюмень
Представлено концептуальное обоснование учебного курса «Методология и методы научного исследования в физической культуре и спорте». Вскрыты проблемы, возникающие в процессе овладения методологией научного исследования в рамках магистерской подготовки. Описаны парадигмальные рассогласования и несоответствия, связанные с интеграцией в процессе научного исследования естественно-научного и гуманитарного подходов. Показаны ограничения интеграции научного знания, которая преимущественно реализуется на общемировоззренческом уровне – в процессе выдвижения педагогических целей и дидактических принципов и в меньшей степени – при отборе научного материала на основе межпредметных связей; отмечено, что исследовательские методы гуманитарных областей знания используются в практике крайне ограниченно. Описаны достоинства гуманитарной парадигмы научного исследования, которая основана на признании самоценности каждого конкретного человека и единичности любого события его жизни. Показаны направления качественного повышения уровня исследовательской подготовленности обучаемых за счёт научно обоснованного и системного взаимодополнения в процессе научного поиска классических и неклассических исследовательских подходов. Раскрыты возможности применения герменевтических технологий в исследовании проблем физической культуры и спорта.
Ключевые слова: методология научного исследования, концептуальные основания, естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма, герменевтический подход.
Литература
- Гуревич П.С. Философское толкование человека / П.С. Гуревич. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 472 с.
- Закирова А.Ф. О гуманитарной специфике научно-педагогического исследования / А.Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2012. – № 9. – С. 12-19.
- Закирова А.Ф. Выдвижение гипотезы в научно-педагогическом исследовании по проблемам физической культуры и спорта / А.Ф. Закирова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 12. – С. 90-92.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: МГУ, 1991. – 192 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 384 с.
- Степин В.С., Философия науки и техники / В.С. Степин, М.А. Розов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.