Фасетная классификация и эссе как способ повышения эффективности и качества электронного тестирования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Б. Дмитриев
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – выявить и показать в действии фасетно-классификационные и эссе технологии в тестологии и в среде Moodle для повышения качества электронного тестирования.
Методика и организация исследования. В рамках эксперимента были проанализированы и использованы технологии фасетной классификациии эссе для разработки контрольных вопросов и заданий по теоретическим разделам дисциплин «Единоборства» и «Информационные технологии в физической культуре и спорте». Тематико-фасетный подход учитывался при моделировании структуры теста.
Результаты исследования и выводы. Введено понятие «вопросы-классификации», в которых дистракторами выступают элементы классификации объекта или процесса. Эти дистракторы не выдуманы, а правдивые и правильные, их может быть достаточно большое количество, что обеспечивает сложность вопроса и уменьшает вероятность угадывания. Вопросы эссе открытого типа повышают объективность тестирования. Рассмотрены разные варианты построения таких вопросов: «практические задания эссе» и «структурированные эссе-вопросы». Рекомендуется включать в тест вопросов эссе до 25%. Фасетный подход и вопросы классификации значительно увеличивают банк контрольных вопросов.
Приведенные технологии позволили улучшить объективность и качество контрольных вопросов и эффективность электронного тестирования в целом.

Ключевые слова: электронное тестирование, контрольные вопросы, вопросы-классификации, вопросы эссе, параллельные фасетные вопросы, фасетная классификация, среда Moodle.

Литература

  1. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в e-learning с проведением дистракторного анализа [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов // Образовательные технологии. – 2013. – № 3. – С. 125-135. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-testovyh-form-v-e-learning-... (дата обращения: 20.03.2021).
  2. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов // Материалы публикаций в открытых источниках и интернет. – 2005. – 98 с. – Режим доступа. – URL: http://www.charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_izm... (дата обращения: 20.03.2021).
  3. Дмитриев О.Б. E-testing: проблемно-структурное проектирование и практика применения в физкультурном образовании / О.Б. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 12. – С. 15-17.
  4. Ерофеев А.А. Использование параллельных и фасетных заданий в системе дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс] / А.А. Ерофеев, О.А. Сычев // Открытое образование. – 2013. – № 3. – С. 42-46. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-parallelnyh-i-fasetnyh-za... (дата обращения: 20.03.2021).
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.
  6. Маркова О.А. Анализ форм представления графических тестовых заданий [Электронный ресурс] / О.А. Маркова, Г.У. Матушанский // Вестник КГЭУ, 2011. – № 4. – С. 111-120. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-form-predstavleniya-graficheski... (дата обращения: 20.03.2021).
  7. Петров П.К. Особенности создания и использования дистанционных курсов по спортивно-педагогическим дисциплинам в системе электронного обучения / П.К. Петров // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 12. – С. 12-14.
  8. Полунин Н.В. Тестовый контроль – инновационный подход к оценке качества знаний студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Полунин, И.П. Левчук, Н.Л. Шиманский и др. // Вестник РГМУ. – 2013. – №1. – С. 66-69. – Режим доступа. – URL: https://vestnik.rsmu.press/archive/2013/1/15/content?lang=ru (дата обращения: 20.03.2021).