Взаимозависимость пластичности движений и волновой техники танца в художественной гимнастике

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, профессор Т.С. Лисицкая1
Аспирант Пэн Цун1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Маркарян1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

В статье приводятся данные эффективности инновационной методики совершенствования пластичности, в основе которой лежит волновая техника танца, у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на тренировочном этапе.
Основным содержанием эксперимента (продолжительностью 6 месяцев) являлись подготовительные и базовые движения волновой техники танца в единстве с предметами (на примере мяча и ленты), которые были объединены в отдельные блоки:
1. Мелкая моторика для кистей + балансировка мяча; спирали и змейки лентой; обкрутка палочки с лентой, в парах маленькие переброски.
2. Техника изоляции джазовых танцев + с перекатами мяча по руками и спине, отбивы; змейки и спирали лентой.
3. Различные типы волн руками + махи, спирали и змейки лентой; перекаты мяча.
4. Волны туловищем в различных плоскостях + перекаты мяча, броски и ловля; спирали и змейки лентой, переброски, броски и др.
5. Целостные волны в положении стоя + броски мяча и ленты, змейки и др.
6. Волновые движения в положении партера (лёжи, сидя) + спирали и змейки лентой; перекаты мяча, броски и ловля различными частями тела.
7. Комбинированные волновые движения + с различными движениям предметами.
8. Акробатические элементы в сочетании с волновыми движениями.
Как показали результаты эксперимента, включение в процесс хореографической подготовки гимнасток на тренировочном этапе волновой техники танца позволило повысить пластичность движений, что в конечном счете, как утверждают авторы, скажется на достижении спортивных результатов.

Ключевые слова: волны, взмахи, пластичность, художественная гимнастика, тренировочный этап, хореография.

Литература

  1. Борисова В.В. Движения свободной пластики: волны и взмахи в школьном разделе хореографии / В.В. Борисова, О.П.  Панфилов // Физическая культура в школе, – 2015. – № 4. – С.  17–22.
  2. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений / З.Д. Вербова. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 86 с.
  3. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие / И.А.  Винер-Усманова и др. – М.: «Человек», 2014. – 200 с.
  4. Гинкевич И.В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложнокоординационных видов спорта. Ч. 3 Кн. II / И.В. Гинкевич. – М.: ООО  «Национальный книжный центр», 2016. – 216 с.
  5. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: (230 упражнений) / Т.С. Лисицкая. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96  с.
  6. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для вузов / Т.С. Лисицкая. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017 – 163 с. – Серия: Университеты России.
  7. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество/ Л.Д. Назаренко // Научно-тео­ре­ти­ческий журнал, – 1999. – № 8.
  8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. / В.Ю. Никитин. – М.: ИД «Один из лучших», 2004 – 414 с.
  9. Правила по художественной гимнастики. 2017–2020 Утверждены Исполнительным Комитетом ФИЖ – 2016. – 80 с.