Организация научно-исследовательской работы студентов в физкультурном вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.К. Адамова1
Аспирант Н.Н. Сивцев1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Целью исследования стало выявление эффективных путей совершенствования системы научно-исследовательской работы студентов в физкультурном вузе. В ходе работы была проанализирована система управления и организации НИР в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта. Также был проведен опрос среди 182 студентов 1-4-го курсов очной формы обучения для выявления отношения к НИР, мотивационных факторов и проблем вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность студентов. На основе полученных результатов авторы делают вывод, что процесс подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов; обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных проблем.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность студентов, виды исследовательской деятельности студентов, формы исследовательской деятельности студентов.

Литература

  1. Грибанькова А. А. Организация научных исследований в вузе «Менеджмент знаний» – высшее образование в России / А. А. Грибанькова, М. А. Мямина. – 2011. – № 5. – С. 90.
  2. Диденко Д. В. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации / Д. В. Диденко, Г. А. Ключарев // Вопросы образования. – 2013. – № 1. – С. 183. Научное творчество: особенности и актуальные проблемы: сб. ст. – Свердловск: АН СССР, 1984. – 149 с.
  3. Матушкин Н. НИРС как составляющее системы формирования компетенций специалиста / Н. Матушкин // Вестник высшей школы. – 2007. – № 5. – С. 3
  4. Хардин Ю. А. Инициатива в научном творчестве / Ю. А. Хардин // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы. – Свердловск, 1984. – С. 94–103.
  5. Человек как субъект социологического исследования/под общ. ред. Л. И. Спиридонова [и др.]. – Л.: ЛГУ, 1997. – 196 с.
  6. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л. В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 380–383.