Исследование образовательного пространства физической культуры студентов агроинженерного вуза
ˑ:
Р.Р. Магомедов
Доктор педагогических наук, профессор
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
Т.Д. Алиев
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, Зерноград
Ключевые слова: формирование, развитие, физическая культура, монотехнология, критичность, организованность, учебно-познавательная деятельность.
Введение. Новая стратегия развития высшего профессионального образования сформировала противоречие между современными целями обучения и традиционными технологиями осуществления учебного процесса. Поэтому методологической основой модернизации российского образования стала интеграция, позволяющая сохранить все хорошее, проверенное опытом, рациональное и эффективное независимо от времени его создания, дополнить инновационными достижениями и вывести образование на новый качественный уровень.
Дисциплина «Физическая культура» не является исключением из сказанного, ее преподавание также должно соответствовать новым требованиям образовательного процесса, т.е. формировать высокий уровень готовности студентов к развитию в сфере физической культуры как важной составляющей здоровьесберегающей профессиональной деятельности в модели конкурентоспособного специалиста.
Проблемам философского обоснования методологии интегративного подхода посвящены работы Б.М. Бим-Бада, А.А. Королькова, А.Ф. Лосева. Различные аспекты интеграции в образовании рассмотрели А.Я. Данилюк, В.В. Сериков, С.В. Зенкина. Пути и способы совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях представлены в исследованиях В.К. Бальсевича, А.Б. Бгуашева, В.И. Григорьева, В.И. Ильинича, Р.Р. Магомедова, В.А. Петькова, Г.М. Соловьева. Однако в них недостаточно разработаны модели организации учебного процесса на основе интегративного подхода, который позволяет создавать высококонкурентные обучающие среды, в частности по дисциплине «Физическая культура», что актуализировано в теории и методике физического воспитания в период его модернизации.
Использованная литература
- Андреев В.И. Проблема педагогического мониторинга качества образования / В.И. Андреев // Известия Российской академии образования. – 2001. – № 1 – С. 35-42.
- Андрющенко Л.Б. Инновационные технологии организации учебного процесса в системе профессионального образования: монография / Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок. – Волгоград: «Нива», 2006. – 224 с.
- Белов В. Система оценки качества образования / В. Белов // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 44-49.
- Букалова Г.В. Технология модульного обучения, как средство эффективности преподавания общеинженерных дисциплин: автореф дис. … канд. пед. наук / Г.В. Букалова. – Брянск, 2000. – 22 с.
- Виленский М.Я. Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходу к реализации его содержания / М.Я. Виленский // Физическая культура молодежи в ХХI веке: Матер. 1-й науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. – Воронеж: ВГУ, 2001. – С. 19-23.
- Дворкин Л.С. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 700 с.
- Делия В.П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы. – М.: ООО «ПКЦ Альтекс». – 2007. – 508 с.
- Капустин Ю.И. Рейтинговый контроль качества подготовки специалистов в высшей школе на современном этапе / /О.И. Капустин. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2005. – 137 с.
- Магомедов Р.Р. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учеб. пособие. – Изд. 2-е, доп. / Р.Р. Магомедов, А.Б. Бгуашев. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 300 с.
- Орлан И.В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно-ориентированной проблемно-модульной технологии обучения (на примере сельскохозяйственного вуза): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 24 с.
Информация для связи с автором:
marus-stv@yandex.ru
Поступила в редакцию 12.06.2013 г.