Формирование навыка плавания у студенток педагогического вуза на основе использования разнообразных средств водных видов спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Распопова
Ю.А. Постольник
Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета. Москва

Ключевые слова: студентки, методика обучения, плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, аквааэробика, водное поло, прикладное плавание.
Введение. Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. В процессе профессионального образования студентов вузов плавание является одной из составных частей дисциплины «Физическая культура» [8]. Однако большинство учебных заведений с переходом на новые экономические условия, при отсутствии собственного бассейна или высокой арендной платы не включают в программу по физическому воспитанию раздел «Плавание». Как правило, этот вид программы заменяется другими видами двигательной активности. Эта неравноценная замена приводит к тому, что большая часть молодых людей не овладевают навыком плавания в средних образовательных учреждениях.
Исследование плавательной подготовленности студенток в начале 1‑го курса МГПИ в 2009–2011 гг. показало, что уровень плавательной подготовленности основной массы студенток (более 45 %) оценивается как «неуверенно держащиеся на воде».
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности [9].

Литература

  1. Аришин А.В. Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения в спортивных школах: дис. … канд. пед. наук / А.В. Аришин. – Краснодар, 2002. – 171 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Некоторые вопросы женского плавания / Н.Ж. Булгакова // Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – Вып. 2. – С. 63-65.
  3. Васильев В.С. Методика обучения косонаправленному гребку / В.С. Васильева, О.Ю. Савельева // Плавание: Ежегодник. – М., 1988 – С. 69-79.
  4. Водные виды спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М. Н. Маринич и др. / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  5. Зенов Б.Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / Б.Д. Зенов, И.М. Кошкин, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 79 с., ил.
  6. Лопухин В.Я. Обзор диссертационных работ по плаванию (1940–1980 гг.) / В.Я. Лопухин // Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – Вып. 1. – С. 45-48.
  7. Нижник Г.М. Обучение плаванию женщин с использованием аквааэробики: дис. … канд. пед. наук / Г.М. Нижник. – М. – С. 2011-136.
  8. Степанова М.В. Обучение плаванию в системе физического воспитания студентов вузов: метод. пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 103 с.
  9. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования. От 17 января 2011 г. № 46.

Информация для связи с автором:
postolnik.julia@yandex.ru

Поступила в редакцию 24.10.2013 г.