Особенности влияния включенности в занятия спортом на социальные отношения девушек и юношей в условиях ранней профессионализации

ˑ: 

Е.А. Пархоменко
Кандидат педагогических наук, доцент
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: девушки, юноши, спортивная деятельность, социальные отношения.

Актуальность. Любая деятельность спортсмена находится под влиянием сложившихся в обществе полоролевых стереотипов. Традиционное представление о спорте как о мужском занятии, с одной стороны, и постоянное увеличение видов спорта, в которых принимают участие женщины, с другой стороны, привлекают всё большее внимание к регулирующему влиянию на деятельность спортсменов полоролевых стереотипов [1, с. 57–71; 2, с. 120–122].
Исследования полоролевых стереотипов показывают, что социальные роли, связанные с принадлежностью к определенному полу, более отчетливо осознаются в тех случаях, когда эти роли важны, а также тогда, когда человек оказывается в меньшинстве.
Цель исследования – изучение влияния включенности в занятия спортом, пола и возраста, а также взаимовлияния этих факторов на показатели социальных отношений девушек и юношей, занимающихся и не занимающихся спортом.
Методы и организация исследования. Исследованная выборка составила около 500 человек. Участники были подразделены на три возрастные группы: подростки, юноши и люди периода ранней взрослости – и включала в себя спортсменов обоего пола, занимающихся спортом, и группу сверстников, не занимающихся спортом.

Литература

  1. Горская Г.Б. Половые стереотипы как регуляторы самопринятия человеком в качестве субъекта деятельности / Г.Б. Горская, Н.А. Бондаренко, Т.И. Зернова // Психологические проблемы самореализации личности. – Вып. 5. – Краснодар, 2000. – С. 57–71.
  2. Горская Г.Б. Влияние полоролевых стереотипов на оценку приемлемости различных видов спорта для женщин / Г.Б. Горская, И.В. Михайленко, В.И. Страхов, Л.М. Дубовый // Внимание к движениям. – Саратов, 1996. – С. 120–122.
  3. Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогических ситуаций / Н.В. Кузьмина // Психология – производству и воспитанию. – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1977. – С. 211–224.
  4. Лях В.И. Психологические проблемы юношеского спорта в странах Западной Европы / В.И. Лях // Международный форум «Молодёжь. Наука. Олимпизм». – М., 1998. – С. 151–153.
  5. Пархоменко Е.А. Особенности личностного и интеллектуального развития спортсменов в условиях ранней профессионализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Пархоменко. – Краснодар, 2002. – 27 с.
  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика. – С. 60–77.

Информация для связи с автором:
parhomenkokpi@rambler.ru

Поступила в редакцию 12.08.2013 г.