Формирование готовности будущего педагога к работе с детьми-сиротами

Фотографии: 

ˑ: 

С.С. Ситничук
Аспирант
К.А. Минченков
Аспирант
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск
В.А. Адольф
Доктор педагогических наук, профессор
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: профессиональная готовность, студент–будущий педагог, готовность к работе с детьми-сиротами.

Введение. Сегодня в РФ функционирует свыше 400 домов ребенка, 745 детских домов, 237 школ-интернатов, число воспитанников в которых приближается к миллиону. У детей в этих учреждениях формируются специфические, отличающиеся от общепринятой нормы поведения, черты характера, личностные качества, и дело не столько в отставании или недоразвитии личностных образований, сколько в интенсивном формировании принципиально иных механизмов, прежде всего механизмов приспособления к жизни в детских учреждениях.

Цель исследования – разработать методические указания по готовности и мотивации будущего педагога к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – дети-сироты).
Методика и организация исследования. Готовность человека к любой деятельности можно выразить формулой: готовность = желание + знание + умение или готов = хочу + знаю + умею [4]. В образовательном процессе вуза следует организовать такую деятельность, которая позволила бы выявить среди будущих педагогов тех, кто желает работать с детьми, обеспечивала бы формирование готовности и потребности в работе с ними.

При реализации данной деятельности и выявлении условий, влияющих на формирование данной готовности, мы провели сбор первичной информации для обнаружения у будущего педагога тех умений и качеств личности, которыми он призван обладать для работы с детьми-сиротами в соответствующих организациях. Сбор информации осуществлялся методом опроса и анкетирования. В исследовании приняли участие более 100 студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева и работающие педагоги.

Использованная литература

  1. Адольф, В.А. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук. – Красноярск, 2014. – 352 с.
  2. Банщикова, Т.Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога / Т.Н. Банщикова, Л.А. Лазаренко // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т. 69. – № 14. –  С. 3–8.
  3. Луковенко, Т.Г. Проблемы подготовки компетентных профессионалов к работе с детьми-сиротами в условиях детского дома / Т.Г. Луковенко //  Научное обозрение. – 2006. –  № 6. – С. 229–232.
  4. Степанова, И.Ю. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография  / И.Ю. Степанова, В.А. Адольф.  – Красноярск, 2013. – 368 с.

Информация для связи с автором: Sitnichuk.1987@mail.ru

Поступила в редакцию 04.09.2014 г.