Основополагающие компоненты формирования здоровой жизнедеятельности студентов педагогического вуза

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент Федотова Г.Г.1
Кандидат педагогических наук, доцент Мамаев А.Р.1
Кандидат биологических наук, доцент Пожарова Г.В.1
Малянова А.П.1
1Мордовский государственный педагогический университет, Саранск

Цель исследования – представить характеристику основополагающих компонентов здоровой жизнедеятельности студентов педагогического вуза.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен на основе теоретико-эмпирических данных: анализ педагогической научной литературы, обработка, систематизация и интерпретация полученной информации.
Результаты исследования и выводы. В статье отражается общее представление о здоровой жизнедеятельности студентов. Оно конкретизируется посредством выявленных в педагогической теории и практике его основополагающих компонентов – ценностно-смысловой направленности и личностной ориентированности, познавательно-информационной наполненности, деятельностной основы. Компоненты формируют базовые поведенческие установки студенческой молодежи.

Ключевые слова: педагогический вуз, студенты, здоровая жизнедеятельность, здоровый образ жизни, основополагающие компоненты формирования здоровой жизнедеятельности студентов.

Литература

  1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа – вуз»: монография / Н. П. Абаскалова. – Новосибирск: НГПУ, 2001. – 316 с.
  2. Антонова М. В. Профессионально-­педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций / М. В. Антонова, В. В. Акамов, Е. Е. Афонина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 13–15.
  3. Добротворская С. Г. Система педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни в вузе: монография / С. Г. Добротворская // Казанский государственный университет. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 134 с.
  4. Здоровый образ жизни студенческой молодежи: проблемы и перспективы развития и совершенствования: монография / В. И. Филоненко, Т. С. Киенко, Н. А. Вялых и др.; под общей редакцией В. И. Филоненко // Южный федеральный университет. – Ростов-на-­Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. – 280 с.
  5. Кирилов К. А. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-­образовательной среде вуза / К. А. Кирилов, О. В. Дмух, А. Ю. Осипов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60 (4). – С. 203–206.
  6. Красноперова Н. А. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни студентов вуза / Н. А. Красноперова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58 (4). – С. 138–141.
  7. Мелешкова Н. А. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-­образовательном процессе вуза / Н. А. Мелешкова, Г. К. Урусов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 39. – С. 195–201.
  8. Покида А. Н. Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) / А. Н. Покида, Н. В. Зыбуновская, И. А. Газиева // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 1. – С. 72–88.
  9. Профессиональная подготовка студентов в области физической культуры и спорта: теория и практика функционирования и совершенствования: монография / Г. Г. Федотова, Е. А. Якимова, А. А. Акамов и др.; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2022. – 218 с.
  10. Самарин А. В. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья / А. В. Самарин, Л. Л. Мехришвили // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – Т. 18. – № 2. – С. 816–820.
  11. Югова Е. А. Технологии формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов: монография / Е. А. Югова // Российский государственный профессионально-­педагогический университет. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. – 116 с.