Профессиональные требования к освоению дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры)» в вузах физкультурно-спортивного профиля

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Зайнетдинов М.В.1
Кандидат педагогических наук, доцент Берулава К.М.1
Доктор педагогических наук, доцент Родин А.В.2
Доктор педагогических наук, профессор Губа В.П.3
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
2Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
3Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – теоретически обосновать профессиональные требования к освоению бакалаврами дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры)» в вузах физкультурно-спортивного профиля.
Результаты исследования и выводы. Отмечается, что процесс подготовки бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт» в условиях динамичного развития видов спорта при организации образовательного процесса основывается на компетентностном подходе. Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, двигательный.
Названные компоненты структуры деятельности педагога-тренера и бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт», в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры)» тесно взаимосвязаны, поскольку системное их единство может привести к высоким результатам профессиональной деятельности. Исходя из этого, предложены модули, разделы и темы, включенные в программу дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры)», которые обеспечивают эффективное формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, бакалавр, физкультурно-спортивное образование, базовые виды спорта, спортивные игры.

Литература

  1. Губа В. П. Программно-­нормативное и методическое обеспечение дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» при подготовке бакалавров по направлению «Спорт» / В. П. Губа, А. В. Родин, М. В. Зайнетдинов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 68.
  2. Губа Д. В. Оценка сформированности компетенций в базовых игровых видах спорта при изучении студентами программного материала / Д. В. Губа, М. В. Зайнетдинов, А. В. Родин, А. А. Плешаков, А. В. Антипов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 107–109.
  3. Кулишенко И. В. Особенности программно-­нормативного обеспечения дисциплины "Спортивные игры" в вузах различного профиля / И. В. Кулишенко, А. В. Антипов, А. В. Родин // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 6. – С. 56–60.
  4. Мазурина А. В. Особенности реализации программы дисциплины «Баскетбол» на общем курсе в условиях ФГОС 3++ / А. В. Мазурина, С. В. Данков, В. А. Горячев // Сборник материалов 72‑й научно-­практической и научно-­методической конференции профессорско-­преподавательского состава СГУС по итогам НИР за 2021 г.: матер. конф.; под ред. Л. П. Грибковой, Е. Н. Бобковой. – Смоленск, 2022. – С. 168–172.
  5. Родин А. В. Критерии оценки профессиональных компетенций у бакалавров в процессе изучения модуля «Спортивные игры» в рамках дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» / А. В. Родин, А. В. Мазурина, Л. В. Булыкина, В. П. Губа // Материалы V круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: матер. Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. С. Г. Сейранова, В. П. Губы, С. Д. Неверковича. – М., 2022. – С. 115–123.
  6. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник / под ред. Ю. М. Макарова. – М.: Академия, 2013. – 270 с.