Оценка психического состояния юных спортсменов при выполнении прыжков на лыжах с трамплина
ˑ:
Г.К. Лебедев
Уральский технический институт связи и информатики, Екатеринбург
Цель исследования – выбор методик контроля вегетативных компонентов психического состояния во время тренировок юных прыгунов на лыжах с трамплина.
Методика и организация исследования. Подбор методик и показателей для контроля психического состояния юных прыгунов на лыжах с трамплина осуществлялся с учетом обеспечения требований к надежности, валидности и оптимальному количеству, наличия высокой степени информативности и надежности, соответствия режиму привычной тренировочной и соревновательной деятельности. Вегетативные проявления психического состояния оценивались с помощью тестов ритмовазометрии и биоэлектропотенциометрии. Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов перед тренировкой осуществлялась с помощью шкалы-градусника Ю.Я. Киселева. Исследования проводились на базе СДЮСШОР «Аист» (г. Нижний Тагил) и ГАПОУ Свердловской области «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)».
Результаты исследования и выводы. Ритмовазометрия предполагает измерение частоты сердечных сокращений с помощью индивидуальных датчиков Zephyr. Биоэлектропотенциометрия (БЭП) предназначена для определения электрической активности тела. Как показали результаты исследования, применение предложенных тестов для контроля психического состояния юных прыгунов на лыжах с трамплина при переходе к тренировкам на трамплинах большей мощности позволило существенно снизить вероятность получения спортсменами травм.
Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, психическая подготовленность, ритмовазометрия, биоэлектропотенциометрия, шкала-градусник Ю.Я. Киселева.
Литература
- Лебедев, Г.К. Комплексный психологический контроль юных прыгунов на лыжах с трамплина / Г.К. Лебедев // Спортивный психолог. – 2018. – № 1 (48). – С. 26-29. – ISSN 2074-01).
- Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Серова Л.К. – М.: Просвещение, 2005. –
- 349 с.– ISBN 5-09-011556-7).