Развитие системы управления физической культурой в китайских школах

ˑ: 

Аспирант Чан Ванюйчжоу1
Кандидат педагогических наук Г.С. Титова1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – представить периодизацию развития управления школьной физической культурой в Китайской Народной Республике.
Методика и организация исследования. В качестве основного метода исследования использовался метод периодизации, позволивший выявить изменения, происходящие в системе управления физической культурой в школах Китая. Были изучены руководящие нормативные документы. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в 1978 г. в стране была проведена первая реформа учебной программы физического воспитания, коренным образом изменившая подход к обучению физкультуре в школах. В течение этого периода произошли основные изменения в системе образования Китая, заложившие основы управления физической культурой в новом тысячелетии. Результаты, полученные в ходе анализа, были систематизированы, составлена лента исторического развития системы управления физической культурой в Китае.
Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента выделены два этапа в развитии системы управления физической культурой в китайских школах: 1978-1989 гг. и 1990-2000 гг. На первом этапе были сформированы основы системы управления физической культурой, адаптирован советский опыт разработки и реализации учебных программ по физическому воспитанию в школах. На втором активно внедрялись национальные элементы в систему управления физической культурой.
Как показал проведенный анализ, результаты модернизации системы управления физической культурой в китайских школах, полученные на выделенных двух этапах, позволили создать основу для дальнейшего ее развития в стране, и продолжают оставаться актуальными на современном этапе.

Ключевые слова: управление, школа, физическая культура, система управления, учебная программа, периодизация, Китай.

Литература

  1. Дуринов, А.Е. Азиатская модель управления физической культурой и спортом / А.С. Сагалеев, А.Н. Дуринов, Б.П. Хамаганов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 13. – С. 129–135.
  2. Ма Цзюнь. Изучение управления школьным спортом в Китае – на примере физической подготовки учащихся начальной и средней школы // Contemporary Sports Science and Technology. – 2018. – № 8 (32). – С. 110–111.
  3. 国家教育委员会体育卫生与艺术教育司.学校体育 卫生工作文件汇编 (Департамент спорта, здравоохранения и художественного образования. Национальная комиссия по образованию. Сборник школьных рабочих документов по спорту и гигиене). – Пекин: Издательство народного образования, 1997. – 86 с.
  4. 课程教材研究所.20世纪中国中小学课程标准·教学大纲汇编 体育卷 (Институт учебных программ и учебных материалов. Стандарты учебной программы начальных и средних школ Китая XX века и сборник учебных планов физического воспитания). – Пекин: Издательство народного образования, 2001. – 139 с.
  5. 张学忠.学校体育课程论 (Чжан Сюэчжун. Теория школьной программы физического воспитания). – Пекин: Издательский дом народного спорта, 2005. – 206 с.
  6. 中华人民共和国教育部.全日制义务教育,普通高级中学 《体育 (与健康)课程标准》(Министерство образования Китайской Народной Республики. Обязательное очное образование, общая старшая средняя школа «Стандарты учебной программы физического воспитания и здоровья»). – Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 2001. – 77 с.