Контраварийное обучение водителей с учетом ситуационных зон безопасности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Е.М. Бариеников
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – обосновать классификацию ситуационных зон безопасности для обучения водителей навыкам выхода из аварийных и экстремальных ситуаций.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Научно-методического учебного центра высшего водительского
мастерства Российского государственного университета физической культуры спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). Осуществлялся анализ учебных программ «Основы безопасности» (теоретическая и тренажерная подготовка) и «Активная безопасность водителя» (летние и зимние автодромные подготовки на закрытых площадках).
Результаты исследования и выводы. Выделено четыре основных зоны: зона относительной безопасности, зона риска, зона критических условий и аварийная зона. Зона относительной безопасности – состояние водителя, его психологическая, технико-тактическая подготовленность, чтобы принимать единственно правильные решения для исключения развития опасного дорожно-транспортного происшествия. Зона риска относится к ситуациям со сложными условиями движения, требует от водителя повышенного внимания, готовности к применению опережающих, компенсаторных и защитных действий, строго дозированных по времени в связи с превышением оптимального скоростного режима движения. Зона критических условий включает в себя экстремальные ситуации движения. Аварийная зона связана с катастрофическими ситуациями, характеризующимися полной потерей устойчивости и управляемости вынужденным баллистическим движением автомобиля при сопутствующем отказе или невозможности управления.
Выделение в рамках системы контраварийного обучения названных зон безопасности позволяет более четко сформулировать требования к уровням подготовленности водителей и придать учебно-тренировочным занятиям целеполагающий характер.

Ключевые слова: обучение водителей, аварийные и экстремальные ситуации, автомобильная безопасность.

Литература

  1. Бариеников Е.М. Контраварийная тренажерная подготовка в автомобильном спорте: пособие для спортсменов и тренеров СТК ДОСААФ / Е.М. Бариеников, Э.С. Цыганков. – М.: ЦАМК ДОСААФ СССР, 1988.
  2. Бариеников Е.М. Обучение технике скоростного руления в автомобильном спорте для самостоятельных студентов
  3. ГЦОЛИФКа / Е.М. Бариеников, Р.Л. Боуш, В.М. Сирота и др. – М.: ГЦОЛИФК, 1989
  4. Бариеников Е.М. Инновационная технология групповой начальной подготовки кандидатов в водители категории «В»: учеб. пособие для преподавателей и инструкторов автошкол, а также для студентов специализации ТиМ ИВС (автомобильный и мотоциклетный спорт) / Е.М. Бариеников, А.Н. Николаев. – М., 2007.
  5. Бариеников Е.М. Новая педагогическая технология групповой подготовки начинающего спортсмена в автомобильном спорте: учеб. пособие / Е.М. Бариеников. – М.: ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ, 2015. – 63 с.: ил.
  6. Блеер А.Н. Активная безопасность водителя автомобиля / А.Н. Блеер, Э.С. Цыганков // Методическая разработка для дополнительного профессионального образования инспекторов ДПС ГИБДД. – М., 2006
  7. Блеер А.Н. Защитное вождение автомобиля: (активная безопасность водителя): учеб. пособие для студентов по специальности 13.00.08 (теория и методика профессионального образования автоспортсменов и водителей) / А.Н. Блеер, Э.С. Цыганков. – М., 2003.