Психологическое сопровождение спортивного резерва

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1
В.С. Полканова1

Доктор психологических наук, профессор Л.К. Серова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Федоров1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение комплекса задач психологического сопровождения спортивного резерва в соответствии с этапом спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. В рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023) (Приказ Минспорта России от 22.12.2020 г.  № 955) применены методы теоретического анализа, опрос, психодиагностические методики, аппаратные методы, констатирующие и формирующие эксперименты, математико-статистические методы. Проект профессионального стандарта (ПС) «Спортивный психолог», разработанный НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП), учитывался для достижения баланса между задачами психологического сопровождения спортивного резерва и функциональной палитрой специалиста.
Результаты исследования и выводы. Определены задачи психологического сопровождения спортсменов в структуре спортивной подготовки с учетом разработанного АСП проекта ПС «Спортивный психолог» (Г.Б. Горская, Л.Г. Уляева, Е.Е. Хвацкая). Приоритет – принципы развития (функций, процессов, состояний и свойств), профилактики неблагоприятного влияния на спортсменов долговременных источников психической нагрузки, начиная с первых шагов ребенка в спорте (и в случае необходимости их нивелирование), проактивности, а также идеи ресурсного и экологического подходов в позиционировании данного процесса. Действенность задач подкреплена и актами внедрения результатов научной работы в практику.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, задачи, спортивный резерв, проект профессионального стандарта «Спортивный психолог».

Литература

  1. Горская Г. Б. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности: монография / Г. Б. Горская. – Краснодар, 2022. – 172 с.
  2. Сальников В. А.  Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А.  Сальников, Г. Д.  Бабушкин, И. Ф.  Андрущишин и др. – Омск: СибАДИ, 2020. – С. 261–324.
  3. Соколовская С.В. Система психологической помощи в самореализации личности спортсмена: отечественный и зарубежный подход / С.В. Соколовская, Л.Г. Уляева, Г.Г. Уляева и др. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 8. – С. 54-56.
  4. Хвацкая Е.Е. Справедливые групповые нормы как социально- психологический критерий здоровой спортивной среды / Е.Е. Хвацкая, О.В. Коршунова, А.Л. Штуккерт // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 44–46.