Профилактика девиантного поведения юных спортсменовсредствами педагогической направленности

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Н.С. Скок1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Куликов1
Кандидат физико-математических наук, доцент Т.И. Улицкая1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Черная1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – обоснование профилактики девиантного поведения юных спортсменов средствами педагогической направленности.
Методика и организация исследования. Реализация цели предполагала использование комплекса методов: анализ и обобщение литературных источников, экспертный опрос, анкетирование, методы вербального и невербального общения (индивидуальные, групповые беседы, аудио-, видеоинформирование), педагогическое наблюдение.
Результаты исследования и выводы. Установлены причины, способствующие возникновению проявления девиантного поведения. Определены основные средства педагогической направленности в профилактике девиантного поведения спортсменов из числа спортивного резерва. Анализ теоретико-методологических подходов к сущности и причинам девиантного поведения спортсменов из числа спортивного резерва, результатов экспертного опроса, диагностики проявлений девиантного поведения показал, что на склонность к различным отклонениям в поведении спортсменов влияют события, происходящие в спортивной среде и российском обществе в целом. Разрушаются прежние стереотипы поведения, под сомнение ставятся отдельные прежние ценности и правила поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, экспертный опрос, тренеры, стереотипы поведения, методы и средства диагностики и профилактики девиантного педагогической направленности, юные спортсмены.

Литература

  1. Андруник А.П. Концепция психологической профилактики девиантного поведения человека в организации: монография / А.П. Андруник. – Пермь: Астер Диджитал, 2020. – 439 с.
  2. Зиннуров Ф.К. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков / Ф.К. Зиннуров, В.И. Красильников, А.М. Гайфутдинова // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 6-13.
  3. Скок Н.С. Зависимость девиантного поведения от тревожности в процессе подготовки спортивного резерва / Н.С. Скок, В.С. Куликов, С.И. Петров, Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 4 (206). – С. 391-396.
  4. Скок Н.С. Девиантное поведение и степень выраженности конфликтности юных спортсменов / Н.С. Скок, Ю.М. Макаров, С.И. Петров, В.С. Куликов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 7 (209). – С. 434-439.