Базовые и сопутствующие категории физической рекреации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1
Доктор педагогических наук, доцент С.-А.М. Аслаханов2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Зиновьев3
Н.Д. Алексеева3

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Чеченский государственный педагогический университет, Грозный
3Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова

Цель исследования – выделить базовые и сопутствующие категории физической рекреации.
Методика и организация исследования. Методологическая основа исследования проводилась на линиях теоретических и эмпирических методов, основывающихся на сравнительном анализе практики организации физической рекреации.
Результаты исследования и выводы. Авторами выделены такие базовые категории физической рекреации, как субъект – объект, двигательная деятельность, пространственно-временные условия ее функционирования и достигаемый конечный результат. Представленные базовые категории физической рекреации в разной мере и содержательной интерпретации обозначаются практически во всех научных концепциях, в разных научных дисциплинах, ее изучающих, и носят универсальный характер. Сопутствующие категории выявляются на основе системы знаний, накопленных в смежных научных дисциплинах. К таким сопутствующим категориям авторами отнесены: социальная рекреация, биологическая рекреация, рекреационная география, экологическая рекреация, рекреация культуры, курортно-санаторная рекреация и многие другие. Выделение сопутствующих категорий в научных исследованиях происходит на основе учета конкретных сфер приложения физической рекреации в жизнедеятельности человека.
Выделенные базовые и сопутствующие категории образуют единую рекреационную систему, в которой они представлены в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

Ключевые слова: физическая рекреация, субъект – объект, двигательная деятельность, пространственно-временные условия, предметно-практическая деятельность.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 28-30.
  2. Вахнин Н.А. Социально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактор удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 43-45.
  3. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреа­ции / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 52-55.
  4. Ярчиковская Л.В. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова, В.Н. Коваленко, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 85-87.