Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов в творческом вузе с учетом оценки их состояния здоровья

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пахолкова1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Сомкин2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Зиновьев3
А.С. Смирнов3

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург
3Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов в творческом вузе с учетом оценки их состояния здоровья.
Методика и организация исследования. Проведен анализ состояния здоровья студентов 1-го курса специальности «Режиссура кино и телевидения» Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ) на основе результатов углубленного медицинского обследования (УМО). Уровень физической подготовленности определялся по результатам тестовых испытаний по семи контрольным нормативам. Также проведено анкетирование студентов для определения их отношения к занятиям физической культурой и, в частности, к профессионально-прикладной физической подготовке. С учетом результатов оценки состояния здоровья студентов и анкетирования были разработаны и внедрены в учебный процесс комплексы профессионально-прикладной физической подготовки.
Результаты исследования и выводы. С учетом результатов анализа состояния здоровья студентов творческого вуза, а также их предпочтений в средствах физической активности определено содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое направлено на достижение необходимого уровня физической подготовленности с опорой на приоритетное развитие индивидуально значимых для профессиональной деятельности двигательных умений и навыков. Исходя из результатов анкетирования, вариативность возможных форм физической активности, с учетом гендерных различий и потребностей, позволяет преодолевать отсутствие мотивации у студентов к занятиям физической культурой в период обучения в вузе.

Ключевые слова: студенты первого курса, медицинское обследование, тес­товые испытания, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Литература

  1. Воротова М.С. Развитие профессионально важных качеств на занятиях по физической культуре у бакалавров сельскохозяйственного вуза (на примере ИжГСХА) / М.С. Воротова, Л.В. Рубцова, И.М. Мануров // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 3. – С. 125–127.
  2. Дубровская Ю.А. Формирование профессионально значимых качеств горноспасателей средствами физической культуры / Ю.А. Дубровская, Г.В. Руденко, Е.А. Изотов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 82-83.
  3. Дубровская Ю.А. Формирование профессиональных компетенций будущих горноспасателей средствами физической подготовки / Ю.А. Дубровская, Г.В. Руденко, Л.В. Пихконен // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 4. – С. 41-44.
  4. Костромин О.В. Профессионально прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С. 37-39.
  5. Михайловский С.П. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов / С.П. Михайловский, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 4. – С. 39-40.
  6. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 12-15.
  7. Славнова М.Ю. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности «Технология сварочного дела» в вузе / М.Ю. Славнова, Л.Ю. Павлютина, О.В. Мараховская, В.В. Сумина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 12. – С. 46-51.
  8. Трунин В.В. Особенности влияния прикладной физической подготовки на эффективность обучения профессии музыканта / В.В. Трунин,  А.С. Иванов // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения»: в 2 т. Секции 1, 2. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. – С. 378–382.