Совершенствование профессионально важных психофизических функций у студентов аграрных вузов средствами физической культуры и спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Никифорова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Э. Ивашкова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.Д. Журбина3
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина4
1Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
2Государственный университет по землеустройству, Москва
3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
4Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – определить профессионально важные психофизические функции аграрных профессий и методические особенности их совершенствования в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в полевых условиях во время учебных занятий по физической культуре и непосредственно на производственной практике. Под наблюдением находились 132 студента РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева в возрасте 18-25 лет (мужчины и женщины), обучающиеся на разных факультетах, которые были разделены на две равноценные по физиологическим показателям группы по 66 человек. Первая группа занимались по методике профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) с акцентом на развитие важных профессиональных навыков для аграрной отрасли. Вторая группа – по обычной образовательной программе по физической культуре.
Результаты исследования и выводы. Исследования определили ключевые психофизиологические функции, необходимые в современных видах аграрного труда: способность тонко координировать мышечные усилия и пространственные величины при высокой устойчивости организма к утомлению (18%), способность к точному воспроизведению мышечных усилий и пространственных величин (15%), продуктивность переработки информации (11%).

Ключевые слова: студенты, аграрные профессии, психофизические функции, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Литература

  1. Валиулина О.В. Психофизическая готовность студентов к профессиональной деятельности / О.В. Валиулина, А.Д. Мишунина // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа, 2015. – С. 250–256.
  2. Зинченко Г.П., Салогуб А.М. Управление человеческими ресурсами. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005. – 136 с.
  3. Маркин Э.В. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов / Э.В. Маркин, А.С. Парфенов // Теория и практика физической культуры. – 2013. № 9. – С.34-37.
  4. Никифорова О.Н. Зависимость устойчивости вестибулярного анализатора у студентов от вида физической нагрузки: Материалы 74-: Материалы 74-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения П.А. Ильенкова «Актуальные вопросы физической культуры и спорта в вузах» / О.Н. Никифорова, Е.С. Ивановская, Д.В. Федчук. – М.: РГАУ-МСХА, 2021. – С. 19-22.
  5. Лескова, И.В. Моделирование современной системы физического воспитания на основе интеграции российских и китайских теорий и практик / И.В. Лескова, Л. Чжун, А.А. Передельский, Н.Ю. Бариева, Е.В. Максимова // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 7. – С. 92-94.
  6. Руденко Г.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма / Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Известия Тульского университета. – 2018. – № 4. – С. 8-11.