Оценка мотивации к занятиям спортом и подготовленность студентов физкультурно-спортивных вузов при применении легкоатлетических упражнений

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Лутковский1
Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Сухарева1
Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь

Цель исследования – выявить особенности технической и физической подготовленности студентов как результата освоения дисциплины «Теория и методика обучения видам легкой атлетики» с учетом направленности их специальной мотивации.
Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие студенты (очной и заочной форм обучения), специализирующиеся в различных видах спорта и обучающиеся на 1-м курсе университета (n=356). Были установлены мотивы, побудившие их к занятию спортом и получению высшего профессионального образования. Техническая подготовленность в видах легкой атлетики определялась при помощи экспертного метода оценивания с использованием балльно-рейтинговой системы. Уровень физической подготовленности оценивался при помощи нормативных результатов, показанных в видах легкой атлетики. Мотивация определялась путем анализа анкетного опроса.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что уровень физической подготовленности у студентов дневной формы обучения обоего пола, в сравнении с заочной формой, достоверно выше (р≤0,05). Студенты дневного отделения эффективнее осваивают технические виды легкоатлетических упражнений. У студентов дневного отделения выявлен более высокий уровень профессиональной мотивации, а студенты заочной формы обучения целенаправленно мотивированы на получение высшего образования.

Ключевые слова: студенты, спортивное образование, физическая подготовленность, мотивы занятий, легкая атлетика.

Литература

  1. Бондин В.И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В.И. Бондин, Т.А. Степанова, М.В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. – 2020 – № 1. – С. 27-28.
  2. Кобелева Е.Г. Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по физическому воспитанию / Е.Г. Кобелева, А.П. Кизько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № (170). – С. 150-154.
  3. Тарабарина Е.В. Организационно-методическое обеспечение процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза / Е.В. Тарабарина, В.В. Кононец, Т.И. Диденко и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 254-262.
  4. Щенникова М.Ю. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (175). – С. 344-349.
  5. Щенникова М.Ю. Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 291-297.
  6. Cuberos R.C. Ortega F.Z., Zagalaz J.C., Garces T.E., Sanchez M.C., Cortes A.J.P. Perceived Motivational Climate Toward Sport in University Physical Education Students. Apunts educacion fisica y deportes. 2018. 131. Pр. 49-59.
  7. Fagaras S., Radu L.E., Vanvu G.I. The Level of Physical of University Students. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. 197. Pр. 1454-1457.
  8. Karanauskiene D., Kardelis K., Kardelienė L. Athletic Identification of Would-Be Specialists of Physical Education and Sports at the Institution of Higher Education. Baltic Journal of Sport and Health Sciences. 2018. 3(66). Pp. 25-30.
  9. Yakovlev A.N., Vrublevskiy E.P., Stadnik V.I., Kravchenin A.A., Yakovleva M.A., Glushenko N.A. Perception of future in physical education and sports process: Problems and prospects. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No.1. Pр. 98-100.