Междисциплинарная интеграция как условие реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.И. Дранюк1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Крафт1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Баева1
Доктор педагогических наук В.И. Криличевский1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – экспериментально обосновать педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры.
Методика и организация исследования. В научной работе применялись теоретические (анализ и обобщение литературы, нормативных документов, педагогического опыта) и эмпирические методы исследования (педагогические наблюдения, педагогическое и психологическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент), для обработки экспериментальных данных был использован двухвыборочный критерий Вилкоксона. Педагогический эксперимент, в котором участвовало 30 студентов, проведен на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с целью проверки эффективности теоретически обоснованных педагогических условий междисциплинарной интеграции.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что реализация междисциплинарных связей осуществляется через все компоненты образовательного процесса. Определена логика проектирования межпредметного содержания учебной дисциплины. Разработаны фонды оценочных средств по дисциплинам «Педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Научно-методическая деятельность» с учетом требований профессиональных стандартов «Тренер-преподаватель», «Тренер». Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры.

Ключевые слова: педагогические условия междисциплинарной интеграции, междисциплинарные связи, компетентностный подход, образовательный процесс в Университете физической культуры.

Литература

  1. Актуальные вопросы преподавания педагогических дисциплин в системе профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: монография / Авторский коллектив / Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; под ред. В.И. Криличевского, Н.Г. Закревской. СПб.: Кинетика, 2020. – C.88-91.
  2. Дранюк О.И. Опыт междисциплинарной интеграции в образовательном процессе кафедры педагогики университета физической культуры / О.И. Дранюк, В.И. Криличевский // X Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 08-10 декабря 2021г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 397-399.
  3. Дранюк О.И. Формирование компетенции социального взаимодействия у студентов вуза физической культуры в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика» / О.И. Дранюк, Е.Л. Хорошавина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1 (191). – С. 74-77.
  4. Профессиональный стандарт «Тренер» (Зарегистрировано в Мин­юсте России 25.04.2019 N 54519): утв. Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н) // Портал ФГОС ВО: [сайт]. URL.: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (дата обращения 11.02.20).
  5. Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2021 N 62203): утв. Приказ Минтруда России от 24.12.2020 N 952 н) // Портал ФГОС ВО: [сайт]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.012.pdf (дата обращения: 19.12.21).
  6. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 1 (2). – С. 47-52.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: утв. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940 // База «Нормативно-правовых Актов»: [cайт]. URL: https://bazanpa.ru/minobrnauki-rossii-prikaz-n940-ot19092017-h3823201 / (дата обращения: 05.09.20).