Особенности нормирования физической нагрузки юных спортсменов в тренировочной подготовке

ˑ: 

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова1
Кандидат педагогических наук А.И. Головачев1
Кандидат педагогических наук Т.М. Никитина1
А.В. Полфунтикова1
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК)

ель исследования – уточнение критериев нормирования физической нагрузки на основе исследования функциональных возможностей основных систем энергообеспечения детей 6-7 лет.
Методика и организация исследования. При согласии родителей три юных борца с двухлетним стажем занятий приняли участие в велоэргометрическом тесте со ступенчато-возрастающей нагрузкой с использованием газоанализа, с мониторингом ЧСС и определением лактата после каждой ступени, ЭКГ-контроле. Также определялись показатели физического развития и подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования показали, что приоритет энергообеспечения работы «до отказа» у детей 6-7 лет принадлежит аэробному механизму при низкой активности лактацидной системы на фоне высокой значимости вегетативной регуляции системы кровообращения в обеспечении мышечной нагрузки в условиях возрастной гетерохронии развития дыхательной системы и механизмов анаэробно-лактатного энергообеспечения. Научно обоснован критериальный показатель аэробной нагрузки для юных спортсменов 6-7-летнего возраста: менее 170±5 уд/мин. Превышение этих границ ЧСС для юных спортсменов может приводить к отклонениям в процессах адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам в условиях длительных занятий спортом.

Ключевые слова: физическая работоспособность, функциональные возможности механизмов энергообеспечения, кардиореспираторная система, спортсмены 6-7 лет.

Литература

  1. Гульбиани Т.И. Факторная структура физической работоспособности младших школьников: автотеф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Тбилиси, 1991. – 20 с.
  2. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / под ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1995. – 142с.
  3. Темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной деятельности / Т.Ф.Абрамова, Т.М.Никитина, А.В. Полфунтикова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 58–60.