Формирование физической культуры личности студента в условиях цифровизации образовательной среды: физиолого-гигиенический подход

ˑ: 

Кандидат медицинских наук, доцент Е.И. Акимова1
Кандидат медицинских наук, доцент Е.А. Шашина1
Кандидат медицинских наук, доцент В.В. Макарова1
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Москва

Цель исследования – формирование физической культуры личности студента с использованием методики НАО в условиях цифровизации образовательной среды.
Методика и организация исследования. Впервые для студентов 3-го курса по специальности «Лечебное дело», непосредственно для периода учебной деятельности, была разработана методика НАО. Обучение методике НАО осуществлялось в рамках освоения студентами технологий здорового образа жизни на кафедре общей гигиены Сеченовского университета при дистанционном обучении весной 2020 г. По завершении обучения был проведен опрос студентов по специально разработанной авторами анкете.
Результаты исследования и выводы. В исследовании приняли участие 435 студентов, средний возраст – 20+1,5 года. Комплекс НАО применяли 21,1% опрошенных, при этом у 36,8% студентов использовали два и более вида физической активности (ФА). Значимыми мотивами для ФА студентов являлись: поддержка работоспособности, профилактика утомления, борьба со стрессом. Были выявлены достоверные различия частоты встречаемости симптомов утомления нервной системы у студентов, занимающихся разными видами ФА, доказывающие, что применение методики НАО оказывает профилактическое влияние на утомление нервной системы студентов в процессе учебной деятельности (функция здоровьесбережения). Самостоятельно осваивая и применяя по отношению к себе методику НАО, студенты тем самым проявляли свой здоровьесозидающий потенциал личности, направляя его на «заботу о себе» (функция здоровьесозидания).

Ключевые слова: формирование физической культуры, активный отдых, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, здоровьесозидание.

Литература

  1. Глыбочко П.В. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения / П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попов и др. // Сеченовский вестник. – 2017. – № 2 (28). – С. 4-11.
  2. Кондраков Г.Б. Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе / Г.Б. Кондраков, Л.Б. Андрющенко, З.В. Безвесельная и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 22-24.
  3. Крутикова Н.Н. Оценка качества сна у студентов медицинских и немедицинских вузов г. Санкт-Петербурга / Н.Н. Крутикова, Н.Ю. Новикова, Н.А. Черномырдин и др. // Вестник науки и образования. Ч. 1. – 2020. – № 11 (92). – С. 77-83.
  4. Семеновых Л.Н. Анализ физической активности студентов медицинского университета / Л.Н.Семеновых, Е.А. Шашина, В.В. Макарова и др. // Кафедра. Стоматологическое образование. – 2017. – № 62. – C. 56-58.
  5. Шутова Т.Н. Производственная гимнастика с учетом факторов трудового процесса: методическое пособие / Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, Л.Б. Андрющенко и др. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2018. – 236 с.
  6. Юматов Е.А. Взаимосвязь эмоционального стресса и сна / Е.А. Юматов, О.С. Глазачев, Е.В. Быкова и др. / Вестник международной академии наук (русская секция). – 2016. – № 1. – С. 5-14.