Образовательная среда вуза как фактор стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Кролевецкая1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – обоснование роли образовательной среды вуза как ведущего фактора стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». Для решения проблемы и поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, анализ учебных занятий, результатов физкультурной деятельности студентов и стимулирующей педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение за деятельностью и взаимодействием преподавателей и студентов в ходе профессиональной подготовки, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической обработки полученных результатов исследования). В исследовании участвовало 1017 студентов.
Результаты исследования и выводы. На основе анализа теории педагогического стимулирования и существующей практики, результатов констатирующего эксперимента было определено содержание процесса стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой, разработан комплекс стимульных заданий, механизм создания стимульных ситуаций и стимульных микросред, побуждающих будущих специалистов к осуществлению данного вида деятельности. Показано, что образовательная среда вуза может выступать по отношению к студентам в качестве своеобразной и перманентной стимульной ситуации, побуждающей студентов заниматься физической культурой.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, стимульная ситуация, направленность на занятия физической культурой, студенты вуза.

Литература

  1. Гаврилик М.В. Эффективность физического воспитания студентов на основе создания физкультурно-спортивной среды / М.В. Гаврилик // Здоровье для всех. – 2020. – № 1. – С. 37-44.
  2. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Ю. Гордин. – 1979. – 31 с.
  3. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой / В.Л. Кондаков, С.В. Гончарук, И.Ю. Воронин // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 9. – С. 15-18.
  4. Полухин О.Н. Здоровьеориентированная политика Белгородского государственного национального исследовательского университета / О.Н. Полухин, И.Н. Никулин, В.Н. Ирхин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 3-5.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.