Актуализация технологий контроля в системе подготовки физкультурно-спортивных кадров
Фотографии:
ˑ:
Система высшего образования в России, как и во всем мире, подвергается сис-тематическим значительным изменениям вследствие трансформирующихся запросов общества на подготовку профессиональных кадров.
Содержание обучения в высших учебных заведениях спортивного профиля определяется прежде всего спросом рынка труда. Университеты, академии, факультеты и институты, как правило, финансируются государством. Российское высшее спортивное образование, так же как и европейское, предусматривает подготовку кадров по трем уровням:
1-й уровень – подготовка бакалавров (4 года);
2-й уровень – подготовка магистров (2 года);
3-й уровень – подготовка ученого-исследователя в рамках обучения в аспирантуре (3 года).
Содержание образования определяется ФГОС ВО, в котором представлен алгоритм отбора базовых и вариативных дисциплин. Содержательное наполнение программно-методического материала спортивного образования формируется в соответствии с требованиями экспертных советов самого высшего учебного заведения.
Однако контроль по освоению компетенций будущим специалистом остается за государственной итоговой аттестацией, в ходе проведения которой определяется соответствие результатов обучения требованиям ФГОС. Дискуссионным для теоретиков и практиков остается вопрос о возможности исключения государственного экзамена из программы ГИА, что, на наш взгляд, может оказать негативное влияние на качество подготовки специалистов.
На сегодняшний день развитие национальной системы квалификаций ставит перед современной системой оценивания результатов обучения задачи их соотнесения с требованиями профессиональных стандартов. Поэтому оценку качества подготовки кадров, как нам видится, следует рассматривать в двух аспектах: как выполнение требований к результатам обучения ФГОС ВО в компетентностном формате и в то же время как соответствие требованиям рынка труда к уровню подготовленности кадров, выраженным в формализованной форме в профессиональном стандарте.
Для понимания происходящих реформ контроля за подготовкой кадров обратимся к анализу содержания государственных экзаменов в отечественных учебных планах советского периода 1950-1980-х гг., которые включали в себя два государственных экзамена:
физиология,
теория и методика избранного вида спорта.
ГОС ВПО первого поколения в период 1994-2000 гг. предоставляли вузам возможность проводить их по отдельным дисциплинам и в форме междисциплинарного. ГОС ВПО второго поколения в период с 2000 по 2010 г. ввели в бакалавриате и специалитете междисциплинарный государственный экзамен, который должен был выявить умение выпускников использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин для решения конкретных практических задач. С введением ФГОС ВО в 2010 г. государственный экзамен включается в ГИА по усмотрению учебных управлений самого вуза. По данным анализа программ подготовки бакалавров 2017 г. только федеральные вузы физической культуры и спорта включили в ГИА государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы в отличие от региональных образовательных учреждений.
Разработанный методический подход формирования оценочных средств для ГИА по программам подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура» предусматривает следующую структуру экзаменационных билетов:
теоретический вопрос (вопросы) для проверки овладения системными междисциплинарными знаниями в соответствии с индикаторами ОПК;
практическое задание (мини-кейс, ситуационная задача и пр.) для проверки овладения умениями в соответствии с индикаторами ОПК и ПК как готовности выполнять трудовые функции (трудовые действия) профессиональных стандартов.
Технология формирования оценочных средств для государственного экзамена в соответствии с ФГОС ВО (3++) с учетом требований профессиональных стандартов основана на контент-анализе профессиональных стандартов, соотнесенных с направленностью образовательной программы.
В первой статье «Перспективы», подготовленной коллективом ученых из Санкт-Петербурга под руководством доцента А.В. Кьергаард, актуализируются проблемы формирования тестовых заданий для оценки качества профессионального образования в области физической культуры и спорта в рамках промежуточной аттестации. По мнению авторов, успехи учебно-познавательной деятельности студентов характеризуются количественными и качественными показателями, выражаются и фиксируются оценкой. Основным критерием оценки качества высшего образования являются результаты обучения, то есть те знания, умения и навыки, которые студент приобрел в ходе учебного процесса и должен продемонстрировать в ходе промежуточного контроля, а впоследствии быть готовым применять в своей профессиональной деятельности. Такой подход к оценке качества профессионального образования положен в основу рекомендаций Национальной системы квалификаций и Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA), которые используются в Российской Федерации.
В российских высших учебных заведениях традиционно использовалась четырехбалльная система оценивания знаний, умений и навыков студентов в ходе итогового экзамена: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Главными ее недостатками являлись: недостаточная мотивация к настойчивости учебной деятельности, ориентация на штурмовщину и получение сиюминутных знаний, была рассчитана лишь на репродукцию знаний и мышления и в большей степени характеризовалась субъективизмом в оценке знаний студента. Поэтому в последние десятилетия все более популярной становится балльно-рейтинговая система оценивания, которая основывается на накоплении баллов за разностороннюю учебную деятельность студента в течение определенного периода (модуля, семестра, года, всего срока обучения). Для её применения в ходе промежуточной аттестации авторами был создан банк тестовых заданий, составленных в соответствии с Примерной основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» дисциплины «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» и направленных на углубленную оценку общепрофессиональной компетенции.
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки знаний, в отличие от итоговой аттестации, является адекватной формой промежуточного контроля за качеством обучения.
На наш взгляд, программа государственной итоговой аттестации в области физической культуры и спорта должна сохранить состав, включающий в себя государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен включает в себя теоретические вопросы и практические задания, алгоритм разработки которых демонстрирует соответствие требованиям ФГОС ВО на основе индикаторов достижения компетенций и профессиональным стандартам на основе трудовых функций. Тематика выпускных квалификационных работ формируется на основе содержания трудовых функций профессиональных стандартов и конкретизируется для сфер профессиональной деятельности. Оценка сформированности универсальных компетенций включается в критерии оценивания выполнения заданий государственного экзамена и защиты ВКР.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева